polosa3

Обзор типовых неисправностей гидрораспределителей

с электромагнитным управлением

 

 

Рассматриваются типовые проблемы, возникающие при эксплуатации гидрораспределителей с электроуправлением и с условным проходом Ду 6 и 10 мм. Для распределителей с условными проходами больше Ду10 - добавляются корпуса основных распределителей у которых по сути однотипные неисправности.

1. Утечки рабочей жидкости по стыковой плоскости для распределителей в стыковом исполнении, а так же утечки по присоединительным резьбам для трубного исполнения. Утечки по стыковой плоскости возникают из-за изменения геометрии формы уплотняющих резинок. В результате нагрева рабочей жидкости при работе гидравлического привода, уплотняющие колечки теряют эластичность и со временем перестают восстанавливать свою форму. Устраняется неисправность путем замены резиновых колец на новые. У гидрораспределителей трубного исполнения течи по присоединительной резьбе возникают из-за неоднократного вкручивания-выкручивания присоединительных штуцеров. В результате чего изнашивается профиль резьбы, если резьба коническая. Устранить течь по резьбе можно с помощью уплотняющей ленты ФУМ. Если ФУМ не помогает, то в этом случае изготавливается новый штуцер  с нормальным профилем резьбы. Если резьба цилиндрическая – применяются металлические уплотнительные кольца (медные, алюминиевые, USIT), которые предназначены для однократного применения. Утечки устраняются путем замены уплотняющих колец на новые.

2. Утечки рабочей жидкости по стыковой плоскости электромагнитов вызваны теми же проблемами: деформацией формы уплотняющих резиновых колец. Торцевые полости корпусов гидрораспределителей соединены со сливной линией и поэтому под торцевыми плоскостями электромагнитов не возникает больших давлений рабочей жидкости. Устраняется неисправность путем замены резиновых колец.

Иногда утечки РЖ в электромагнитах появляются под кнопками ручного управления золотником гидрораспределителя. Данные кнопки также уплотняются резиновыми колечками небольшого диаметра. Для устранения придется разобрать электромагнит и заменить уплотняющее колечко на новое.

3. Во время работы гидрораспределителя, его золотник и каналы корпуса постоянно подвергаются воздействию кавитации рабочей жидкости и твердыми частицами, попадающими в масло в результате износа гидроагрегатов. Такие частицы бомбардируют стенки корпуса и золотника, оставляя на них царапины и задиры металла. Хуже ситуация бывает когда такая твердая частица попадает между острыми кромками корпуса и золотника в момент переключения последнего. Происходит заклинивание золотника в результате защемления твердой частицы между поясками золотника и корпуса. Даже, если частица и не останется защемленной, а улетит дальше по гидравлической магистрали, то она все равно способна оставить довольно глубокий задир и на кромке пояска золотника и на кромке корпуса. Далее работа гидрораспределителя будет нарушена из-за полного заклинивания или частичного подклинивания золотника при переключении.

Такую неисправность можно устранить в условиях эксплуатации, имея для этого достаточный опыт и знание конструкции гидрораспределителя. Необходимо отсоединить электромагниты, вынуть центрирующие пружины и установить корпус распределителя на ровную поверхность. Прикладывая необходимое, но достаточное усилие руками, смещаем золотник реверсивно в обе стороны на величину рабочего хода золотника. Для распределителей Ду6 это 2,5 – 3,5 мм, для Ду10 3,5 – 4,5 мм. Не нужно выдвигать золотник на большее расстояние из-за опасности выхода его из центрирующих поясков корпуса. Если есть подклинивание золотника, вы обязательно его ощутите руками. Бывает, когда золотник подклинивает только в одном месте, где совмещаются задиры золотника и корпуса. Так как золотник во время работы проворачивается вокруг своей оси, то такая неисправность может иметь случайный характер. Обнаружить ее можно двигая золотник руками реверсивно и одновременно проворачивая его на небольшой угол вокруг своей оси. После того, как подклинивание вы ощутили, можно рассмотреть его визуально и принять решение о необходимости восстановления работоспособности. Для этого аккуратно вынимаем золотник из корпуса, выводя его вдоль оси без перекосов. Если возникнет хоть небольшой перекос – золотник заклинит. В этом случае нельзя продолжать его выбивать принудительно! Необходимо руками, без посторонних предметов, попытаться отцентрировать золотник и продолжить его демонтаж в том же направлении. Внимание! После удаления золотника из корпуса, обязательно сделайте пометку на золотнике, чтобы установить его впоследствии в то же положение. Категорически нельзя при установке золотника обратно в корпус, переворачивать его на 180 градусов!

Устранить неисправность, вызванную механическим задиром, можно притерев золотник к корпусу с помощью специальной притирочной алмазной или эльборовой пасты. Если при визуальном осмотре вы обнаружите большой скол металла на золотнике или корпусе, то этот дефект ремонтировать нецелесообразно. Так как вместе скола возникает эффект дросселирования и золотник в нейтральном положении может пропускать рабочую жидкость в одну из гидромагистралей, что в свою очередь приведет к самопроизвольному движению рабочего органа. В этом случае гидрораспределитель необходимо заменить на новый.

4. В последнее время в эксплуатацию поступают гидрораспределители производства КНР. Они полностью соответствуют по гидравлическим и геометрическим параметрам отечественным и европейским стандартам. Но потребители неоднократно сталкиваются со следующим эффектом. При подаче управляющего напряжения на электоромагнит нового гидрораспределителя золотник не довключается до крайнего положения и останавливается на полпути. Электромагнит «гудит». Создается ложный эффект подклинивания золотника, который устраняется нажатием на кнопку ручного управления. После нажатия золотник перемещается в крайнее положение и фиксируется. При реверсном включении, происходит то же самое: подклинивание золотника и довключение его вручную. Создается впечатление, что это заводской брак. Но выяснилось следующее. При подключении электромагнитов гидрораспределителя к более мощному источнику тока, гидрораспределитель отрабатывает переключения штатно. Напрашивается предположительный вывод: электромагнитам для нормальной работы требуется больший рабочий ток. Это вызвано установкой пружин, центрирующих золотник, более высокой жесткости. Почему на это пошел производитель не известно. Однако это заводским браком назвать нельзя. Если у вас в эксплуатацию попал подобный гидрораспределитель, то выхода здесь два: либо менять источник управляющего напряжения (трансформатор) на более мощный, либо самим, подобрать по геометрии, и заменить центрирующие пружины на менее жесткие.

5. Неисправность управляющих электромагнитов гидрораспределителей заключается в основном в обрыве. Либо во внутренней обмотке, либо в перегорании встроенного диодного выпрямителя для катушек переменного тока. В старых типах электромагнитов, которые были разборные, эту неисправность можно было устранить. Новые же конструкции катушек являются не разборными и ремонту не подлежат.

6. Еще один тип неисправности гидрораспределителей относится к выходу из строя электроразъемов. В большинстве своем это механические поломки, которые устранить невозможно и меняется электроразъем на новый. Есть исполнения разъемов со встроенными диодными выпрямителями. При выходе из строя диодов, способ устранения определяется индивидуально. Здесь вопрос лежит в плоскости «выгодно-не выгодно». Перепаивать диоды или поменять разъем целиком в сборе – решайте сами, исходя из возникшей ситуации и ваших возможностей.

 Как уменьшить число отказов гидрораспределителей? Главное правило – держите рабочую жидкость в чистоте. Своевременно заменяйте фильтроэлементы в фильтрах. Желательно периодически (хотя бы раз в полгода) делать качественные анализы масла, чтобы знать и анализировать то, что происходит у вас гидросистеме. Если штатная система фильтрации «не справляется со своими обязанностями», запускайте временную внешнюю систему фильтрации с более высокой степенью очистки. Это могут быть перемещаемые фильтрующие установки или станции центрифугирования масла. А знания конструкций гидрораспределителей и методик определения и устранения неисправностей значительно сократят внеплановые простои оборудования.

А.С.Титов

 

Рейтинг@Mail.ru