polosa3

Философия и Религия.

Вопросы без ответов.

 

1. Введение

 

Множество вопросов стоит перед человечеством. С давних времен, когда первобытный человек начал осмысленно осознавать окружающий его мир, возникали вопросы о сущности человека и природы, о смысле жизни человека и всего живого мира, о таинствах, которые таят в себе природные явления и космос. Космос – главная загадка для человека. Наверное, каждый человек, хоть раз в жизни, задумывался над такими вопросами, глядя в черное безмолвное таинственное ночное небо. Что Там? - в этой мерцающей звездами, загадочной дали. Какое место отведено во Вселенной нашей Галактике, Земле? Есть ли граница у Космоса? А если есть, то что ТАМ, за этой границей? Возможно, такая же Вселенная, как две капли воды похожая на нашу. Как две молекулы, из которых состоит нечто большее, недоступное человеческим фантазиям и пониманию.

Для инженера-физика мир состоит из элементарных частиц: протонов, нейтронов, позитронов, меньше которых по размерам ничего уже не существует. Но только Философ может пойти дальше и задаться вопросом: а из чего состоят эти протоны, нейтроны и т.д. А что если и эти, для нас элементарные частицы, состоят из таких же Вселенных, Космосов, планет и т.п. с невидимыми и неощутимыми, опять же для нас, связями между собой? Где границы этого уменьшения?

А если, как говориться, не ходить далеко и оглянуться вокруг? Вновь возникает множество вопросов. Почему мы, люди, именно ТАКИЕ, а не другие? Кто решил, что у человека должно быть две руки и ходить он должен на двух ногах? Почему при всем том, что люди в природе своей не похожи друг на друга, вдруг в разных очках планеты рождаются два, похожих друг на друга, человека? Почему живых существ на планете много, а разумным является только Человек?  Может и остальные живые существа когда-нибудь «дотянут» до разумности Человека и возможно будет осмысленное общение Человека с Животным? А может КТО-ТО решил, что человек не должен общаться ни с кем, кроме как к себе подобным, чтобы не узнать какую-то ТАЙНУ? И эти «почему» можно продолжать бесконечное число раз. И у каждого человека множество своих «почему» на которые каждый всю свою сознательную жизнь, волей или неволей, ищет ответы. Но каждый человек ищет ответы по-своему. Кто-то ищет их в мыслях и рассуждениях других людей, кто-то в своих, кто-то в созерцании окружающего мира и сопоставлении фактов, а кто-то ищет ответы внутри себя, внутри своей сущности, внутри своего бытия.

Вряд ли когда-нибудь Человек ответит СЕБЕ на все свои вопросы. Уж слишком мало времени отпущено ему на это. В одной песне есть такие строки:

 

                   «…Есть только Миг между прошлым и будущим

                                Именно он называется Жизнь…»

 


Действительно, если взглянуть на все время  существования человечества, жизнь одного человека является каким-то скоротечным мигом. И может быть жизнь человека потому так скоротечна, что это задумано КЕМ-ТО, чтобы Человек каждый раз все ближе и ближе приближался к решению своего ГЛАВНОГО ВОПРОСА, но никогда бы его не решил?

 

2. Возникновение философии

 

«…Небо и Земля вечны. Причина того,

что Небо и Земля вечны, заключается

в том, что они существуют не для самих себя.

Вот почему они вечны…»

 

Лао Цзы, 4-3 в. до н.э.


Человечество и природа существуют неразрывно. Человек не может существовать независимо от природы. Природа, во всем своем многообразии форм и явлений окружает человека с самого первого дня его жизни и постоянный контакт с ней является неотъемлемой частью жизни человека. Общение людей друг с другом и созерцание окружающего мира заставляют человека задуматься о причинах и смысле происходящего вокруг. На протяжении тысячелетий вместе с физическим развитием, развивалось и сознание человека, изменялось его мировоззрение и отношение к окружающему миру. Для объяснения природных и социальных явлений изначально возникла мифология, которая своими утверждениями ставила человека в зависимость от воли богов, определяющих реальную картину Мира, его гармонию или дисгармонию. Но человек не только живет в мире, он познает мир. Он познает самого себя, свою сущность, свое бытие.  Он пытается познать свое сознание, сознание других людей. И на определенной ступени развития человека, объектом исследования для него становится не только окружающая действительность, но и собственный разум. Разум исследует и познает разум. Это можно назвать ценной реакцией философии. Но, в отличие от физики, вряд ли здесь можно ожидать какого-либо ее окончания, потому, что познание разума бесконечно, иначе он был бы объектом исследования других, более точных, наук.

Возникновение философии явилось результатом потребности человечества обобщать и сопоставлять факты, наиболее общие законы развития природы и человеческого общества, результатом потребности созерцать, мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения. Известно выражение философа и ученого Декарта: «…я мыслю – следовательно, я существую…».

В этом выражается неразрывность жизни человека и его потребность и возможность мыслить, осознавать и анализировать процессы, происходящие вокруг и внутри него. Потребность же человека мыслить является следствием его любознательности, поиска чего-то нового, неизведанного. Способность человека анализировать, делать выводы, обобщать или конкретизировать – есть человеческая мудрость. Изначально, в древние времена, разум и мудрость были неотделимы друг от друга и приписывались только богам. С развитием человеческого общества, когда философия определилась в самостоятельную науку и стала предметом профессиональной деятельности людей, разум и мудрость стали объектами исследования как философской категории. Можно попытаться дать их приближенные определения. Итак: разум – есть способность человека логически мыслить вообще. Мудрость, как свойство разума - способность анализировать и делать выводы.

Возникновение философии явилось необходимостью перехода от простого созерцания окружающего мира к осмысленной деятельности по разумному использованию и преобразованию окружающей природы. «В философии открывается вполне сознаваемая потребность перейти от образного видения мира к его пониманию, включающему в себя реализацию мыслей в реальных инструментах целесообразной деятельности. Такая реализация делает  настоятельным разрыв общественного сознания с мифологическими объяснениями и религиозно-нравственными предписаниями и поворот к научному исследованию»[6].

 

3. Возникновение религии


«С давних времен необъяснимые явления: голод, болезни, смерть – вызывали у человека страх, нередко перерастающий в ужас. Беспомощность человека, столкнувшемуся с неизбежностью этих явлений, породила смиренное преклонение перед всемогуществом неведомых сил, власть их казалась человеку беспредельной. Так постепенно сложились религиозные взгляды, отражающие слепую веру в существование могучих сверхъестественных сил, неподвластных человеку» [3]. По сути своей религия явилась некоторым продолжением мифологии, когда от последней отделилась философия как наука, но только уже на более высоком уровне сознания человека. В отличие от научной философии, которая стала предметом изучения и анализа неширокого круга людей, непосредственно занимающихся наукой, религия – это философия очень широких масс людей, не требующая теоретической подготовки для осмысления происходящего вокруг. Хотя в античные времена не было полного и четкого разделения философии и религии. Древние философы, такие как Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др. не отделяли друг от друга философию и религию, и объектом их исследований и размышлений была этика не сама по себе как философская категория, но и влияние на нее некоего Божественного Разума и Судьбы. Они рассматривали Божественный Разум как нечто, что определяет и диктует гармонию и порядок в окружающем мире и Вселенной.

На более поздних этапах развития человеческого общества и сама религия претерпела изменения и отмежевания друг от друга различных ее направлений, основными из которых стали и существуют по сей день Христианство, Ислам, Буддизм. Меньше всего изменений, по отношению к древней мифологии, претерпел Буддизм, который проповедует огромное количество различных богов и божков, находящихся на различных ступенях божественной иерархической лестницы и имеющих также различное значение и влияние на окружающий мир, а также существование так называемого вселенского тела Господа, различными частями которого являются различные планеты и системы.

Единый Бог – создатель и творец Вселенной и всего сущего в ней. Бог неосязаем, невидим,  неощутим. О везде и нигде одновременно. В отличие от буддизма в христианстве и исламе нет четких объяснений, что такое Бог и из чего он состоит. Бог трансцидентен. Он в сердце каждого верующего в него человека, в его сознании, В принципе, каждый волен понимать образ Бога в своем представлении по-своему.

Религия, в отличие от теоритической философии, более проста в осмыслении и легка в понимании. Она не исследует разум и методы познания, не требует логических рассуждений и умозаключений, поэтому религия доступна практически всем широким массам людей, практически всех возрастов. Вера в Бога достигается не понятием Бога разумом, а принятием его сердцем. «Истинная вера черпает уверенность в бытии Божием не в логических доказательствах, а в переживаниях сердца, в религиозно-нравственном опыте богообогащения, основанном на молитве и праведной жизни» [2].

 

4. Философское и религиозное мировоззрение

 

Философия и религия – две основные мировоззренческие формы сознания. Хотя философия является сознанием теоритическим, научным, элитарным и доступным не многим, а религия – сознанием массовым, постулаты которого не требуют доказательств, и, кроме все прочих различий религий, оба эти мировоззрения имеют много общего между собой и рассматривают, в основном, одни и те же вопросы, хотя и имеют различный к ним подход.  И философия и религия рассматривают сущность человека и отношение его к окружающему миру. Так философия рассматривает бытие, сознание и сущность человека с точки зрения самого человека. Религия же рассматривает человека с точки зрения отношения к нему Бога или некоего Господствующего Разума. Философское и религиозное мировоззрения формировались на протяжении всей истории человечества то, периодически, сближаясь друг с другом, то отделяясь друг от друга.

Философия, в своем роде, является сознанием научным и в своей практике и логических рассуждениях опирается на практический опыт и факты. Религия же опирается на незыблемые каноны, установленные много веков назад. Главным в религии центром мироздания является Бог, как высший Разум, как создатель и творец Вселенной и всего того, что входит во Вселенную, включая и всех живых существ. Хотя религия оговаривает, что Бог создал Вселенную из ничего, но не приводит, каких бы то ни было, доказательств сего и существования Бога в частности. «Истина бытия Божия так же достоверна для верующего человека, как и его собственная жизнь. Своей душой богоподобный человек ощущает близость Бога, стремление к Нему… Главное условие богопознания заключается не в напряжении мысли и рассудка, не в философских способностях человека, а в евангельской нравственности, чистоте сердца, возвышенной духовности, святости жизни» [2]. Религия бездоказательно оговаривает наличие Бога, а право принять этот постулат и верить в это или нет, оставляет за самим человеком. Хотя философия также рассматривает вопрос о происхождении человека, Вселенной и всего материального мира и нет до сих пор четкого ответа на этот вопрос, принять бездоказательно наличие Высшего Разума невозможно. Философия, как наука, сопоставляет факты, которые имеются в ее распоряжении. В связи с этим само философское мировоззрение раздвоилось на два больших лагеря. На тех, кто считает, что невозможно сотворить нечто из ничего – материалистов и сторонников духовного начала, а в общем поддерживающих религиозную концепцию – идеалистов.

Отсюда возникают различия в подходе к основному вопросу философии: об отношении к бытию, о первичности материи или духовного начала. Так научная философия зиждется на реальных фактах, имеющих обоснование и имеющих место в природе. Каждый философ, сопоставляющий эти факты в логическую цепь, привносит что-то свое, ранее неизвестное в науке.

В религии же, в частности, в христианстве за последнее тысячелетие вряд ли привнесено что-то новое, помимо того, что Иисус открыл своим ученикам. Здесь имеется в виду не богословие как наука, а речь идет об общем религиозном мировоззрении.

Главное в философии – сам человек, его отношение к окружающему миру. Жизнь человека – главная и непреходящая его ценность. Жизнь в общем смысле этого слова, потому, что со смертью одного человека, она не заканчивается. Жизнь человечества продолжается, развивается, совершенствуется. Оценивая свою личностную жизнь, человек выделяет основные ее этапы. Это младенчество, детство, юность, зрелость и старость. И неминуемо встает вопрос о смерти. Где, когда предначертано судьбой закончить свой жизненный путь: умереть от болезни, погибнуть в автокатастрофе или дожить до глубокой старости и умереть естественно? С этой же точки зрения можно рассмотреть и жизнь всего человечества, выделяя основные этапы развития человечества. И неизбежно возникает вопрос опять же о смерти. Если смертен сам человек как биологический индивид, то смертно ли человечество вообще? И по каким критериям определять этапы развития всего человечества, отождествляя их с младенчеством, детством и т. д.? Погибнет ли человечество в результате экологической, ядерной или космической катастрофы или же человечество вечно и будет развиваться и совершенствоваться дальше и до каких пределов? Не достигнет ли человечество в своем развитии такого уровня, когда оно само сможет создавать материю из ничего, перейдя в категорию Высшего Разума? Эти вопросы в философии пока что остаются без ответов. Хотя каждый человек волен решать их по своему, находить или не находить ответы, исходя из своей собственной точки зрения. Вопрос о вечном – один из главных вопросов философии.

В религии вечность принимается как аксиома. Человек, как создание божие, состоит из двух субстанций: из материального и конечного тела и нематериальной и бесконечной души. Душа в отличие от тела вечна. Жизнь человека на земле рассматривается как некий скоротечный период – экзамен, который человек должен выдержать своими деяниями, мыслями, выполняя те постулаты, которые определены Священным Писанием. И, после смерти тела материального, душа должна вознестись на небо и продолжить свое вечное существование. Вопрос отделения нематериальной души от материального тела сегодня переходит из разряда религиозного в разряд философский. Ученые медики в своих опытах зафиксировали, что в момент смерти человека, его тело становится легче на 3-5 грамм. Что это? Вес души, покидающей тело? Случайная ошибка в измерениях? А если это вес души, то неминуемо возникает вопрос: если вес можно измерить, если предположить, что это сгусток энергии, несущий какую-то информацию, то о чем эта информация? О самом человеке? Или об опыте, полученном человеком в течение всей жизни? То, что же получается, что душа материальна? С другой стороны, философское понятие материи – это окружающий мир, проецирующий свои образы в сознание человека посредством его (человека) органов чувств. Материя – это то, что дано человеку в ощущениях и образно отражается в его сознании.

Посмотрим на это с другой стороны. Наличие души, как некой материальной субстанции, конечно, не бесспорно. Но многие в своей жизни произносят обыденные, на первый взгляд ни чем не примечательные, слова: «тяжело на душе», «радостно на душе», «душа поет». Что означает состояние души? Как воздействуют на состояние души визуальные, слуховые и осязательные образы? То, что воздействие существует – факт бесспорный. Но на что оказывается воздействие? На сознание? Но сознание в философском понятии – это субстанция нематериальная, как особое состояние, свойственное только человеку. Возникает вопрос: как материальный мир может воздействовать на нематериальное? Следствие осознанного состояния «хорошо на душе» отражается в материальном теле: расслабленное тело, спокойное, ровное дыхание и т.д. Опять возникает вопрос? Может ли нематериальное сознание воздействовать на материальное тело? Вопрос, вроде, решенный для биологии: негативные мысли отражаются напряжением в теле, учащением сердцебиения… Но для философии, однако, вопрос остается спорным.

В религии же определено однозначно: душа была до рождения человека, присутствует в теле в течение всей жизни человека и будет существовать после смерти человека. Здесь имеется в виду смерти тела как материального, а не вообще человека, так как религия подразумевает под смертью отделение души от тела и продолжение ее дальнейшего существования. В современной прессе иногда встречаются описания случаев, когда человек «помнит» свое прошлое существование в другом материальном теле. Обычному человеку это феномен осознать практически невозможно. Нужны доказательства. Но доказательства не журнальные, а личный опыт. Впрочем, каждый человек вправе решать для себя сам: верить этому или нет. С точки зрения религии объясняется все просто: переселение души такой же естественный процесс как, скажем, ежеутренний восход солнца и лишний раз подтверждает бессмертие души и смысл выражения «жизнь после смерти» становится очевидным. А с точки зрения философии? Предположим, что такие факты действительно имеют место в реальном существовании и душа действительно  переселяется в другое тело. Почему одни люди помнят факты из своей «прошлой жизни», а другие - нет? Переселяется ли душа вместе с сознанием человека или без него? Возникает вопрос: душа и сознание – это две различные субстанции или это одно и то же? Или же сама душа обладает сознанием? А материальное тело придается душе для восприятия органами чувств окружающий ее мир? Но тогда «сознание души» является неким хранителем информации, полученной при жизни человека. Так как «жизнь небесная» души есть отдохновение, блаженное состояние, единение с Богом, то, вероятно, «там» душа получает какую-то информацию и продолжает совершенствоваться.

Целостная картина мироздания в философском и религиозном аспектах разнится. Так в религиозной версии центром мироздания и причиной всех причин является Бог. По своему желанию и усмотрению сотворил Землю, Солнце и Вселенную. Сотворил все живое и неживое на Земле. Все существование Вселенной и Земли, в частности, все процессы – физические, химические, биологические, социальные – все происходят по воле Бога. А отсюда следует, что первостепенное значение имеет сам Бог и его отношение ко всему происходящему. Человек имеет второстепенное значение и его бытие определяется отношением к нему Бога. Вся жизнь человека всецело находится в руках Бога и по воле его. Порядок мироздания в целом, его гармония, а так же судьба каждого предмета неживой природы, судьба всего живого в целом и каждой живой твари в отдельности и каждого человека, его отношение ко всему окружающему и себе подобным целиком происходит по воле и милости Бога. Однако счастье человеку дается от Бога, а в несчастье виноват сам человек, так как Бог создал человека свободным в делах и в помыслах. Здесь проявляется парадокс религиозного мировоззрения: все, что хорошо – от Бога, Все, что плохо – вина человека. «Верующие христиане ощущали пропасть между миром земным и небесным. Вот как выразил это умонастроение Кальвин: «ведь если небеса – это наша родина, что же тогда земля, как не место изгнания? Если уход из мира – это вхождение в жизнь, что тогда такое мир как ни гробница? Что есть пребывание в нем, как не погружение в смерть? Если освобождение от тела есть вхождение в полную свободу, что тогда есть тело, как не тюрьма? Если радоваться присутствию Бога есть предел счастья, разве не несчастье быть лишенным этого… Так, что если бы земная жизнь могла быть сопоставлена с небесной, она, несомненно, должна бы быть презираемой и не имеющей никакой ценности» [6].

Эти же парадоксальные мысли мы можем найти и в современной богословской литературе. «Если человек ведет благочестивую жизнь, то его ум, воля, чувства устремлены к Богу, он живет в Боге и Богом, ощущает при этом невыразимую сладость и душевное блаженство. Познание Бога настолько великое благо для человеческой души, что в сравнении с Ним все житейские и земные блага не имеют никакой ценности. Без Бога познать Бога нельзя» [2].

Философская картина мира отличается от религиозной главным образом в том, что в философском понимании центра мироздания как такового нет, а в центре исследования стоит сам человек и не отношение к нему окружающего мира, а отношение самого человека к окружающим его вещам, к природе в целом. Философия – это теоретическое познание мира, отстраненное от объекта и хотя объектом исследования выступает человек, все же философская картина устройства мира и взаимоотношений объектов и субъектов внутри его – это все то, как принимает и представляет мир сам человек - огромный безбрежный мир Космоса и не менее «огромный» микромир. На многие вопросы философы пока еще не нашли ответов. Возможно, это предстоит сделать последующим поколениям человечества. «Философия отдает себе отчет в колоссальной сложности постигаемого мира. Даже если он и не безграничен, он все же настолько велик, что необъятен, даже если число его форм и не бесконечно, оно все же настолько велико, что необозримо» [6].

Философское мышление – это теоретическое мышление, это анализ и сопоставление фактов. Мышление – это атрибут сознания, позволяющий осознавать прошлое и предполагать будущее. Философское мышление направлено на познание окружающего мира, осознания собственного «я» и своего места и назначения в этом мире. Это цепь логических рассуждений от общего к частному и от частного к общему, направленных на установление причины, выяснения следствия и создания мысленных картин прошлого, настоящего и будущего. Мышление человека – это философско-биологический процесс, независящий ни от чего, кроме как от воли и желания самого человека. Человек способен управлять мыслью, анализировать, осмысливать именно конкретный объект, а не перебирать весь хаос роящихся мыслей. С помощью сосредоточенного мышления человек способен управлять своим телом как индийские йоги или просто уметь расслаблять тело (аутотренинг, самогипноз).

Религиозное мышление направлено на поиск высших духовных ценностей в Боге, на осознание собственного «я» по отношению к Богу. Сосредоточенное религиозное мышление отгораживает себя от окружающей действительности и стремится к единению с трансцедентным Богом.

 

5. Заключение

 

Испокон веков философия, как наука, и религия находились в тесном взаимодействии друг с другом. Сейчас, в конце XX века, когда канула в лету эпоха построения коммунистического общества, а вместе с ней эпоха тотального атеизма, когда происходит переосмысление социальных и нравственных ценностей в человеческом обществе, нельзя отрицать религию как таковую. Каждый человек волен выбирать свой путь стремления к высшим идеалам. Научная и религиозная философия дополняют друг друга в том, что любой человек, не найдя для себя ответов на мучающие его вопросы в одной области, найдет их в другой. Глубокая вера в Бога не мешала делать открытия в науке таким великим ученым как Ньютон, Паскаль, Ампер, Леонардо да Винчи, Ломоносов, Менделеев, Фарадей, Карл Линей, Пастер, Пирогов и др. Можно назвать научную философию философией сознания, философией ума, а религию – философией сердца, философией души. Какой философии отдать предпочтение, какой их баланс выстроить внутри себя, внутри своего «я» - незыблемое право каждого из нас.

А.С.Титов

1998 год.

 

6 .Литература

1. Бондаренко Ю.Я. «Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов». Москва, «Школа-пресс», 1994г.

2. «Доказательство существования бога на примере порядка во Вселенной», ч.1., изд. «Даниловский Благовестник», Москва, 1994г.

3. Мышляев С.Ю. «Гипноз», ТОО «Братство», ТОО «Респекс», Санкт-Петербург, 1994г.

4. «Основы современной философии». Учебник для ВУЗов, под ред. проф. Росенко М.Н., изд. «Лань», Санкт-Петербург, 1997г.

5. «Основы философии в вопросах и ответах». Учебное пособие для ВУЗов, под ред. д.ф.н. Несмеянова Е.Е., «Феникс», Ростов-на-Дону, «Зевс», Москва, 1997г.

6. «Основы философии». Учебное пособие для ВУЗов, под ред. Попова Е.В., ГИЦ «ВЛАДОС», Москва, 1997г.

7. «Филисофия». Учебное пособие для студентов ВУЗов, под ред. д.ф.н. Кохановского В.П., «Феникс», Ростов-на-Дону, 1997г.

8. «Шримад Бхагаватам. Песнь вторая», изд. «Бхактиведанта Бук Траст».

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru